2.2. Урок 2. Бизнес-процессы, webhooks




База Знаний от it-solution содержит 2 инструмента для автоматизации. 

1. Мы можем запускать БП в ответ на какие-то действия, происходящие внутри Базы Знаний.

2. Мы можем настроить вебхуки для работы и для интеграции с crm-системой. 


Бизнес-процессы из базы знаний

Начнём с бизнес-процесса и разберёмся, как это работает. 

В разделе Процессы в ленте новостей есть процесс “База Знаний и действия над статьями”, здесь хранится история всех действий, которые происходят внутри нашей БЗ. 

С точки зрения системы Битрикс24 это элементы списков, а к элементам списков мы можем привязать любые бизнес процессы, соответственно, мы можем запускать БП из БЗ. 

Нажимаем кнопку “Настроить БП” и здесь можем создать свой БП. 

Я хочу, чтобы после создания статьи для меня ставилась задача, Проконтролировать содержание новой статьи. 

После создания бизнес-процесса его нужно связать с базой знаний. 

Для этого перехожу в настройки БЗ и выбираю, на какое действие будет запускаться мой БП, который мне нужен. 

У меня есть варианты:

  • создания статьи
  • редактирование, 
  • удаление, 
  • реакция, 
  • отмена реакции, 
  • комментарий. 

Я привяжу свой БП к созданию новой статьи. 

Как всё должно работать, если я правильно настроила: при создании новой статьи, у меня появляется новая задача. 

Добавляю статью “Новая статья для проверки создания задачи” нажимаю “сохранить”, проверяю задачи и видим, что у меня стало на 1 задачу больше. 


Вернёмся в наш бизнес-процесс и посмотрим, какие поля из базы знаний мы можем использовать внутри бизнес-процесса, что мы знаем про наши статьи. Открываю поля “Документа” и видим здесь - ID статьи, название статьи, автор, раздел. 

Помимо того, что мы можем оповещать кого-то о добавлении новой статьи, мы можем также настроить более сложные схемы для поэтапной обработки, например, для работы с черновиками, согласования и публикации статей. 


Вебхук для CRM

Второй инструмент, который у нас существует для автоматизации БЗ, это вебхук, который можно связать с crm системой. 

Давайте посмотрим, как он работает. 

На детальной странице теста, которая открывается в новом окне, есть кнопка “вебхук для запуска”, кликаем на эту кнопку, система нам говорит, что вы можете вызвать этот хук в нужный момент, например, из БП в Б24, запустить тестирование и привязать его к вашей crm системе. 

Что такое веб-хук?

https://bestrank.kdb24.ru/api/v1/public/test.start/?secret=815532be4b6b4167b637d0803961ba16&crm_type=lead&on_start=comment&on_finish=task

Первая часть ссылки https://bestrank.kdb24.ru/api/v1/public/ — это URL-адрес нашей базы знаний и раздела для обработки вебхуков в ней.Это специальная ссылка, в параметрах которой заложены определённые команды. Что это за команды можно понять, если разобрать скопированную ссылкук.

test.start — означает, что при переходе по ссылке будет создано новое тестирование (прохождение). 

После знака вопроса указан секретный ключ, а дальше идут параметры, отвечающие за то, какие еще действия будут выполнены, кроме создания прохождения теста.

Первый параметр в нашем примере: crm_type

Для этого параметра доступны значения: 

  • lead 
  • deal 
  • contact 
  • company

Если в вебхуке есть параметр crm_id, то остальные действия будут выполнены над элементом crm с таким id.

Если crm_id отсутствует, то будет создан новый элемент.

У нас в примере crm_type=lead, crm_id — отсутствует. Значит, при запуске тестирования будет создан новый лид.

Следующий параметр: on_start может принимать следующие значения: task, comment, activity

Соответственно, означает, что при запуске тестирования будет создана задача, комментарий или дело CRM.

В нашем вебхуке on_start=comment, значит, при начале тестирования в карточку созданного лида будет добавлен комментарий.

Дальше идёт параметр on_finish. У него могут быть такие же значения, как у on_start — task, comment, activity, только добавлены они будут при завершении тестирования.

В примере — при завершении тестирования создается задача.


Есть еще 4 параметра, которые не попали в наш пример:

  • title — если добавить к вебхуку, то для созданного прохождения будет установлено переданное название
  • test_link_uf: пользовательское поле объекта CRM. Если его указать, то в это поле будет записана ссылка на прохождение тестирования. Дальше в самой CRM вы можете настроить отправку этой ссылки пользователям.
  • results_link_uf: пользовательское поле, в которое будет записана ссылка на результаты тестирования. Это упростит задачу проверяющему. В каждом элементе CRM сразу будет нужная ссылка.
  • results_percent_uf: пользовательское поле, в него будет записан процент правильных ответов, которые набрал пользователь при тестировании.

Давайте перейдем по полученной ссылке, видим ответ, теперь посмотрим, что же у нас внутри crm системы. 

Вот у нас появился новый лид и в нём есть комментарий, Запущено тестирование для пользователя, в комментарии есть ссылка на прохождение тестирования. 

Переходим по ссылке, начинаем прохождение теста, нажмем ответить и завершим наш тест. 

Тест завершен, посмотрим, что изменилось в лиде:

  • во первых, появилась информация о том, что начато прохождение тестирование в тот момент, когда мы его начали
  • во-вторых, появилась задача о том, что завершено прохождение тестирования со ссылкой на результаты. 


Такая автоматизация тестирования позволяет встраивать его в самые разные процессы нашей компании. Встроив веб-хук в бизнес-процесс или роботов CRM, мы во-первых запускаем процесс тестирования, а во-вторых, сразу начинаем сохранять данные в CRM.

Например,  создать воронку для работы с вакансиями, создать анкету для соискателя (т.е. тестирование в отдельном разделе базы знаний), и при помощи веб-хука формировать для соискателей ссылки на тестирование, автоматически отправлять им ссылку для прохождения, а после того, как кандидат завершит тестирование, ставить задачу на HR-специалиста.

Также мы можем встроить заполнение брифа для наших клиентов в воронку продаж, например, предлагать заполнить бриф перед выставлением коммерческого предложения. Когда сделка дойдет до стадии Собрать информацию для КП, вызываем вебхук, формируется ссылка на бриф, записывается в поля CRM, ссылку можно отправить клиенту, а дальше crm система отреагирует на факт заполнения брифа и поставит менеджеру задачу “связаться с клиентом и обработать этот бриф”.


Как видим, использование бизнес-процессов и вебхуков еще больше расширяет возможности использования базы знаний.